Хапаева С.С., hapaeva@mail.ru ФГАУ "Федеральный институт развития образования", Москва
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при организации непосредственной развивающей деятельности является новым направлением работы дошкольной организации. Постепенно во многих организациях появляется оборудование для применения ЭОР, это направление открывает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса. Однако при внедрении ЭОР в работе с дошкольниками существует ряд рисков. Прежде всего это влияние применения информационных технологий и оборудования на здоровье детей, это серьёзная и мало исследованная проблема, во-вторых мало изучен педагогический эффект от применения ЭОР. При организации педагогического процесса в школе важнейшим критерием эффективности является уровень обученности детей, в дошкольном образовании мы не можем пользоваться этим критерием, дошкольный возраст имеет свои задачи, во многом отличные от последующих периодов жизни.
Целевые ориентиры определяет сегодня ФГОС дошкольного образования, к ним относятся инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, положительное отношение миру, развитое воображение, развитая крупная и мелкая моторика, владение устной речью, любознательность и др. Всё то, что позже определяет успешность ребёнка при обучении, в трудовой деятельности и жизни в целом. Педагогический процесс, в том числе с применением ЭОР должен быть ориентирован на достижение этих результатов.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) широко применяются практически на всех уровнях образования. Согласно ГОСТ Р 53620-2009 [1] ЭОР - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Огромное количество разнообразных ресурсов появляется ежедневно, у каждого педагога есть возможность создать свой ЭОР, многие педагоги пользуются этой возможностью, так как можно сделать именно то, что необходимо для работы, но таким образом появляется большое количество ресурсов низкого качества. В силу того, что каждый педагог не может быть программистом, дизайнером, сценаристом, психологом, методистом одновременно. Решение этой проблемы с одной стороны в повышении квалификации педагогов дошкольного образования, с другой стороны в применении профессиональных ЭОР, таких заслуживших доверие компаний, как "1С" и др.
Сами по себе ЭОР, даже очень профессиональные не определяют успех педагогического процесса – это только одно из средств его организации в руках опытного педагога. Под средствами обучения, как правило, имеют ввиду: наглядные пособия, книги, демонстрационные устройства, технические средства и т.д. Средства педагогического процесса используются в единстве с методами. Методы педагогического процесса – способы совместной деятельности педагога и воспитанника, направленные на достижение образовательных целей. Примеры методов: игра, рассказ, беседа, убеждение, упражнение, поощрение, наказание, соревнование, создание ситуации успеха, контроль, самоконтроль, исследование [2].
В 2013 г. специалисты ФГАУ "ФИРО" и ГБОУ г. Москвы Детский сад комбинированного вида № 822 начали эксперимент с целью найти оптимальный баланс методов и средств, разработать методики применения ЭОР в дошкольном образовании.
В ходе экспериментальной работы планируется:
Для создания информационной образовательной среды в детском саду планируется внедрение решения "1С:Образование 5. Школа" и электронных образовательных ресурсов из серии образовательных продуктов, успешно зарекомендовавшая себя в общем образовании. Но, безусловно, для дошкольной организации требуется доработка программы, в дошкольном образовании нет предметной системы обучения, поурочного планирования, как в школе, но ФГОС дошкольного образования задаёт сегодня ориентиры для работы. Мы считаем возможным оттолкнуться от образовательных областей, представляющих определённые направления развития и образования детей:
Такая система не только позволит создать локальную коллекцию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и организовать содержательную работы с ней специалистов дошкольной организации, но и сотрудничать с родителями в направлении формирования индивидуальных траекторий образования и развития детей. Система предоставит возможность управления списком пользователей (педагогов и воспитанников), составом и перечнем групп, позволит автоматизировать ведение статистики (например, посещаемость), создавать детские портфолио и портфолио с методическими находками педагогов.
Организация общения между субъектами педагогического процесса (администрацией, педагогами, родителями) позволит оперативно согласовывать деятельность в реальном времени, используя чат, обмен почтовыми сообщениями внутри системы.
Проблема внедрения ЭОР в дошкольном образовании важная и сложная, но исследовательский подход и сотрудничество всех заинтересованных сторон позволит определить оптимальное соотношение методов и средств образовательной деятельности при реализации ФГОС дошкольного образования.
Литература